Не острый вкус Южной Кореи
Доброжелательность корейцев особенно заметна после транзита через неприветливый Китай. Видя наши затруднения с проходом в метро они помогали не дожидаясь просьб, вплоть до того что оплачивали его своей картой. Спросишь дорогу и кореец включит свой навигатор, покажет-расскажет, нередко даже проводит. Но если вы не начнете общаться, то и на вас никто не обратит внимание. Дежурных как в Европе, или просто радостных как в Таиланде улыбок для явно иностранных туристов здесь нет. Доброжелательность да, но скажу так, она без малейшей навязчивости. К вам не пристают даже уличные торговцы, но если вы обратились кореец будет очень стараться все рассказать и показать. Многие продавцы при том бодро говорят по-корейски нисколько невзирая на ваше непонимание. Чем старше продавец тем дальше он от английского. Некоторые не понимают и корейский через гугл-переводчик. Показываешь ей текст на экране, а она мило улыбается и глазами хлопает. Но все же, корейцы позитивны, воспитанны, интеллигентны. На удивление нам встречалось немало русскоязычных корейцев вернувшихся на историческую родину из бывшего СССР. Русская речь звучала неожиданно в разных местах, произносились русские слова с неким удовольствием.
Торговля явно не азиатская, торговаться в Южной Корее часто не получается даже на рынках, говоришь продавцу про дискаунт, она улыбается и явно не понимает. Это как в Японии, в Корее и сдачу сдают также как там, очень аккуратно, щепетильно, в ходу монетки стоимостью меньше российского рубля, и в кармане постоянно скапливается металлическая мелочь. Сеул вообще похож на Токио и городскими видами, и обликом людей. Но с отличиями. В токийском метро толчея менеджеров, не очень опрятного офисного планктона в мятых костюмах. Здесь же не так суетно, никто тебя не толкнет, напротив, уступят дорогу, а публика одета преимущественно в джинсы и спортивную одежду.
В Сеуле много собак. Они спокойно гуляют на поводках, очень разномастные, большие, маленькие, пушистые и короткошерстные. Все очень ухоженные, явно довольные жизнью — может такие вкуснее? Не похоже, быть съеденными собаки явно не боятся, корейской поговорки «собака – свинья бедного» не знают. Они, как и их хозяева спокойны, воспитанны и жизнерадостны. Впрочем, по словам нашего гида, в Сеуле еще есть рестораны где подают собачатину и некоторые корейцы числят собачье мясо в деликатесах. Но скоро ожидается введение запрета на разведение собак на мясо.
Китайских товаров в Сеуле мало, это рынок Тандемун, за его пределами почти все корейское. Корейцы производят сами все: и современные танки, и электронику, и еду, и одежду. И все делают хорошо, вещи очень добротные. Мне встретились мужские чистошерстяные костюмы какие я носил в советское время и с тех пор не встречал ни в России, ни в Европе. Товары часто дорогие, Сеул вообще недешевый город.
Всюду ощущается забота о безопасности людей. В метро стоят большие контейнеры со средствами индивидуальной защиты: кислородными масками, баллонами и какими-то пакетами. Трогательно, но не вполне понятно кому это: даже на часть пассажиров явно не хватит. На стенах автобусов висят неукраденные молотки – и надписи: разбей стекло при аварии. В СССР в 1970-е такие надписи были, только вот молотков почти не наблюдалось. В номере отеля на 6 этаже стоял аварийный чемодан с поясом монтажника, карабинами и веревочной лестницей, а рядом с окном был вмонтирован в стену крюк. Под всей трассой фуникулера в сеульском зоопарке натянута сетка. Выпадете – не разобьетесь. На сетке много оброненных зонтиков.
А вот с мусором на улицах непонятно. Урн, контейнеров почти нет. Впрочем, как и мусора. Даже на улице стритфуда Мендон нет ничего для упаковок, стаканчиков и остатков еды. Куда корейцы выбрасывают все это непонятно, но на улице почти чисто. Сама уличная еда разнообразна, на вид очень аппетитна, в первые дни прямо-таки глаза разбегаются, хочется попробовать и то, и это. Попробуешь и нередко разочаруешься: геран-панг (булочка с яичной глазуньей) оказался сладким, а не соленым; маленькие шашлычки пресными. Впрочем, наверное, я мало и неудачно пробовал.
Вообще корейская еда по большей мере показалась мне не острой а сладкой, иногда остросладкой. Мяса в еде мало, очень запомнилась фраза русскоговорящей кореянки, неожиданно вызвавшейся помочь нам с выбором блюд: мяса вы здесь не найдете. Впрочем, благодаря ее помощи у нас на столе появилась жаровня с углем и принудительной вытяжкой. На маленьком мангале сами крутились шпажки с кусочками очень жирной свинины размером с ноготь. Такое необычное блюдо, точнее способ приготовления обнадежило, но мясо оказалось совершенно не маринованным, без всяких специй, благо имелся соевый соус и острая кимчи. Кимчи, как и круглый рис, подают довеском ко многим блюдам. Находясь в кафе невольно наблюдаешь за корейцами. Едят они много и делают это с явным удовольствием. Но тучных людей мало.
Королевские дворцы Сеула похожи один на другой, а все вместе не китайский Гугун в Пекине. В сравнении с ним они провинциальны: и стены пониже, и краски тусклее, и площади, где подданные ожидали правителя компактнее, и драконы как и прочие каменные скульптуры скромнее. Но тем не менее дворцы вполне себе достойны, убедительны, погулять здесь приятно и интересно. Любуешься изогнутыми вверх крышами, разлапистыми красивыми соснами, каменные скульптурными ансамблями, азиатскими вариантами готических горгулей на крышах. Интересно смотреть и на явно довольных своим видом корейцев в пышных национальных костюмах.
Местами Сеул обустроен с душой и любовью. Очень креативно преобразована в ручей военная дорога времен японской оккупации. Ее убрали, вскрыли и обустроили ручей. И теперь в центре мегаполиса можно гулять по набережной, слушать журчание воды и голоса птиц. Название ручья Чхонгечхон, как и большинство корейских топонимов труднопроизносимо. Слова типа Кванакку, Чуннангу, Кандонгу или Тондэмунгух запомнить трудно и это здорово затрудняет построение маршрутов по городу.
Храм Чогеса фото
Буддийские храмы светлые и яркие, осенью утопают в цветах. Цветочный слон, Будды в одеянии цветущих растений. Храмы востребованы, людей здесь много, они молятся, фотографируются, покупают Будде корзинки цветов. В древнем храме Бонгеунса мы застали службу. Музыка и пение тяжелые, на тибетский манер. Но на лицах нет отрешенности и скорби, даже с тяжелой музыкой они радостны. Буддизм пришел в Корею из Китая вместе с конфуцианством, но последнее растеряло религиозный характер и перешло на ценностный, моральный уровень.
Сейчас же религиозное и культурное влияние Китая дополнено европейским. Теперь в Сеуле множество церквей с крестами, и, оказывается, христиан здесь не меньше буддистов. Есть и небольшое количество мусульман выделяющихся стилем одежды. Впрочем, преобладает в Южной Корее также импортированный из Европы атеизм. Такая вот многовекторность. Но аутентичность корейцы не теряют. Еще в 60-70 годы здесь в альтернативу северокорейскими чучхе активно продвигалась как государственная идеология чучхесон. Суть та же, опора на свои силы, самостийность, но чучхесон без автаркии и с антикоммунизмом вместо марксизма. Чучхе нисколько не выдумка товарища Ким Ир Сена, основа их исторична и многие столетия чучхеизация проявлялась в стремлении уменьшить доминирующее влияние Китая. Так еще в 15 веке король Сечжон хотел упразднить китайские иероглифы и создал алфавит из 24 букв, хотя всерьез потеснить иероглифы это новшество смогло лишь в 20 веке. Наверное, корейские школьники благодарны королю. Впрочем, внешне тексты напоминают иероглифическое письмо.
Корейцы кажутся достаточно консервативными. Многие курят, окурки на асфальте заметны. Представителей ЛГБТ здесь не любят, однополые браки не разрешены, гей-парадов не заметно. В метро можно увидеть совсем не старых людей читающих книги вместо погружения в телефоны. Кричащей о продвинутости хозяина одежды или причесок, сплошных татуировок на улице заметно не много. Большинство привержены джинсово-спортивному или близкому к классическому стилю одежды. Европейская любовь к минималистским автомобилям в страну еще не пришла, мерить успешность размером машины вполне себе нормально. Автомобили корейские, японские, европейские, китайских не видно совсем.
На центральных улицах ходят демонстрации против дискриминации, угнетения, за экологию и пр. Идут под сопровождением и охраной полиции, несут транспаранты, что-то слаженно кричат, ведут себя вполне мирно. По крайней мере на официальном уровне заметна любовь к США: рядом с многочисленными корейскими флагами часто американские, на улицах нередка символика США и надписи о дружбе с ними.
Сеул расположен в нескольких долинах в окружении гор и взгляд в даль практически всегда упирается в горы. Невысокие, зеленые они видны из любой точки города и оживляют пейзаж. Небоскребы в облачении лесистых гор это живописно и необычно. Очень много просторных парков. Зданий старой застройки 18-19 вв совсем мало, преобладает безликая архитектура 80-90х годов 20 века, никак не запоминающаяся, не дающая явных ориентиров. Но немало штучных уникальных современных зданий. Город достаточно просторный, пробок не видно, места хватает и пешеходам и автомобилям. Есть две обзорные башни, телевизионная на естественной горе и Lotte World на равнинной части. Вторая выше, и очень похожа на монумент идеям чучхе в Пхеньяне. Южные корейцы в очередной раз переплюнули северных, их башня выше. Как минимум не уступят южные северным и в военном плане: армия и военная промышленность одни из сильнейших в мире.
Сеул в зоне поражения северокорейской артиллерии, защититься от нее, в случае обострения у товарища Кима никак не возможно, но никто явно на сей счет не переживает. Военных, как и полиции на улицах мало, никаких признаков осажденной крепости нет. Лица открытые, много улыбок. Суета большого города. Дух, атмосфера Сеула молодежная, легкая, во многом европейская. Много родителей гуляющих с детьми, которых обычно двое. Много и явно ухоженных и вполне бодрых пенсионеров. Сеульцы куда-то идут, отдыхают в парках, ждут транспорт, едят стрит-фуд, общаются, смеются.
Спокойствие, приятность, добротность – это про общее впечатление от Южной Кореи.
2024