Путешествия

Тибет: самое необычное место

Дворец правителя Тибета в Лхасе Потала грандиозное, по своему красивое сооружение, построено на склоне горы, и как бы продолжает гору. Как и с пирамидами Египта только глядя на дворец воочию ощущаешь непередаваемый снимками его реальный размер. Дворец над городом, перед ним, как Далай-лама был над своим народом. Подняться во дворец дело не простое, ступени высокие, их несколько сотен, а воздуха на высоте более 3700м не хватает. Но лезть надо, это главная достопримечательность Тибета.

типичный демон тибета, таких здесь много
потала: лестница в небо

Наверху много открытых площадок, открытых двориков, здесь даже в конце октября палит солнце. Глядя на город видишь перед Поталой большую заасфальтированную площадь и неуместный здесь памятник тибето-китайской дружбе. Вид на Лхасу невзрачен. Часть города безликие китайские аналоги «хрущевок», много убогих старых строений, золотые крыши Джоханга и немногих других храмов лишь отчасти оживляют картинку. После яркого солнца внутри Потала кажется мрачной и угрюмой, освещения не хватает, стены вдобавок расписаны темными тонами красного, синего и зеленого. Функционально Потала это жилые и представительские помещения Далай-ламы, хранилище древних книг и реликвий и кладбище Далай-лам. Здесь, в огромных деревянных ступах покоятся большинство из них.

Тибетская мифология очень богата демонами, духами, богами, бодхисатвами и прочими персонажами. Потала заполнена их изображениями и статуями, все они, даже добрые и полезные, имеют злобный и страшный внешний вид.

Очень много пестрой драпировки, ковров, флагов и вымпелов. За стеклом шкафов хранятся книги и какие-то совсем непонятные реликвии. Несмотря на большие размеры помещений дворца доминирует ощущение тесноты и захламленности, местами даже жутковато. Пахнет затхлостью, какими-то тяжелыми благовониями, свежего воздуха здесь нет. Завершается экскурсия осмотром очень необычного дворцового туалета. Это большая угловая просторная комната с множеством окон открывающими вид на гору и Лхасу. Функционал обеспечивали несколько отверстий в полу. Из них дул свежий ветер и я невольно глянул вниз. Вдали, метрах в пятидесяти виднелись освещенные солнцем небольшие деревца и зеленая трава.
Общее впечатление от Поталы: снаружи величественная, внутри тягостная, для жизни недружелюбная. Совершенно непонятно, как Далай-лама 14, известный миру как умный, открытый и добрый человек провел здесь в юношестве, когда формируется личность 15 лет и не пропитался духом мрачного дворца. Если кто не знает, то Далай -лама в Тибете не просто правитель и верховный жрец, он признанный перерожденец бодхисатвы Авалокитешвары. Боги в буддизме признаются, но вторичны. Важнее богов те, кто смог достичь просветления Будды и избавиться от перерождений, а также просветлившиеся, но не ушедшие в нирвану и помогающие другим людям в просветлении перерожденцы. Это бодхисатвы, их статус в тибетском буддизме выше статуса богов. Далай-лама и есть такой помогающий своему народу бодхисатва. После смерти очередного Далай-ламы бодхисатва рождается вновь и задача высших лам найти его среди множества новорожденных страны. Ребенка забирают из семьи и воспитывают в Потале.
Нынешний 14 Далай-лама живет в Индии, пекинские власти к нему враждебны, он вне китайского закона, в Тибете нельзя даже упоминать о нем. Но религиозность тибетцев столь высока, что даже в период культурной революции полностью упразднить теократию китайские коммунисты не решились. Они назначили главой тибетской церкви другого перерожденца, выбранного и воспитанного КПК панчен-ламу. Впрочем, по словам нашего китайского гида авторитет китайского ставленника не высок. Оглянувшись по сторонам, она шепотом сообщила, что тибетцы по-прежнему любят Далай-ламу.

Природа Тибета на высоте 3700 метров скудна и сурова. Камни, горы и реки. Редкие отдельные деревья, скудная трава и кусты. Суровость отдает первозданной мощью. Обычно на такой высоте люди не живут. Кислорода здесь меньше, ты ощущаешь это даже сидя, даже небольшая физическая нагрузка требует частого отдыха. Впрочем, тибетцы и яки привыкли, а приезжие могут купить кислородные баллоны. Следы человека вполне заметны. Тибетцы создали множество небольших монастырей на макушках гор, написали яркие изображения Будды на серых скалах, натянули длинные ленты пестрых молитвенных флажков. А китайцы строят современные дороги и аэропорты.
В 2007 году архаика, средневековая натуральность преобладала даже в Лхасе. Одеты тибетцы преимущественно в традиционную национальную одежду. Преобладают старые одно-двух этажные дома без воды и канализации, древняя брусчатка, грунтовые дороги и местами разбитый асфальт, гужевого транспорта не меньше автомобильного. Почти полное отсутствие фабричных китайских сувениров

магазин местных сувениров

Тибетская музыка она как условия жизни тягостная, густая. Еще до поездки я охотно слушал ее в записях под коньяк. Но в Лхасе та же музыка и такой же коньяк проявились по-другому. Коньяк при открытии вспенился как шампанское, а раздававшаяся из вечерней мглы музыка воспринималась жутковато. Страшные ликом тибетские демоны в окна номера не заглядывали, но со стола стали непонятным образом пропадать кусочки булочки и сыра. Супруга списала было это на коньяк, но сосредоточившись заметила, что это проделки мышки. Мышь в четырехзвездочном отеле – ее возмущение лишь с трудом успокоилось коньяком. Наутро она потребовала мышеловку. Ей отказали – убивать живых существ в Тибете нельзя. Быть может это не просто мышь, а моя, или даже Ваша бабушка, – мягко, но как-то всерьез объяснила азы веры девушка на ресепшене. – Убить нельзя. Но я попрошу ее не беспокоить Вас.
Про переселение душ я читал, но говорить серьезно о недопустимости мышеловки и обещать с мышью договориться – это было настоящей экзотикой. Особенно удивительным оказалось, что мышь больше не приходила.
Похожа на музыку и атрибутика веры тибетцев. Виденные ранее, в Калмыкии тибетские религиозные интерьеры-новоделы в ярком освещении выглядели живо и даже весело. Но первоисточник оказался совсем иным. В полумраке интерьеры Поталы или древнего Джоханга были зловещими. Мрачные прокопченные храмы, чадящие жировые светильники, суровые и злобные статуи святых и демонов. Суровые, сосредоточенные лица паломников. Но при том святые добры и помогают людям, если им помолиться, а злой облик демонов обманчив, он связан с тем, что демоны борются со злом. Вера в Тибете требует серьезных тягот, к примеру выстилания собою пути к храму. Прийти в храм за несколько сот километров по горным тропам мало, истинно верующий паломник должен именно выстилать собой путь: лечь лицом вниз (неважно в снег, лужу или пыль), вытянуть вперед руки и отмерить расстояние, встать, пройти до отметки 3-4 шага, снова лечь. И так сотни километров непрерывно молясь выстилать собой путь. В последние сто лет появились послабления. Теперь можно стелить перед собой коврик.

Согласно буддизму страдания происходят от неудовлетворенных желаний и потому вера требует ограничивать себя во всех радостях жизни. Вполне рационально, раз в суровой стране еды и радостей не хватает на всех. Делай вид, что тебе просто не хочется. С мясом в Тибете сложно и существует религиозный запрет убивать живые существа и есть мясо. Но это дозволяется ученым ламам, которые способны съедая кого-либо помочь ему переродится лучшим образом. Благодаря такой помощи съедаемому у лам карма не портится, им можно. Но при всем этом тибетцев не назовешь темными, отреченными от мира и забитыми, напротив, люди они светлые взглядом и душой, открытые к общению как итальянцы с греками, разве что не столь раскованные. Тибетцы монголоиды, но легко отличимы от китайцев. То действие которое нам назвали богословным диспутом послушников в монастыре Сэра было похоже скорее на веселую вечеринку без еды и спиртного, монахи улыбались, смеялись , активно жестикулировали, у них были очень открытые и живые лица. С не наигранным радушием тибетцы встречали нас в деревне близ Лхасы, угощали жутким чаем, сыром и водкой, показывали свой нехитрый быт.

за моей спиной идет диспут

Впрочем, не все так сурово и с верой. Местный буддизм допускает некоторую, так скажем, «механизацию» молитвенных усилий. На разноцветных флажках написаны тексты мантр и развешивая их неграмотный крестьянин с помощью развевающего флажки ветра возносит молитвы. Его дело только натянуть ленты, а «молиться», причем за благо всех живых существ будет ветер. Подобное предназначение у молитвенного барабана. Внутри его также мантры, и кручение барабана считается даже более действенным, чем простое произнесение текста.
Тибетская медицина во многом популярная. Она впитала китайские традиции использовать силу всех природных компонентов, опирается на вековой опыт применения трав и минералов и силу хрупких горных растений. Некоторые средства тибетской медицины вполне признаются современной наукой. Но для ее реалистичной оценки важно знать, что самым эффективным лекарством считается кал Далай-ламы. В тибетских аптеках глаза разбегаются от разного рода корешков, шишек, орехов, колосков а также мелких сушеных змей, ящериц и прочей дряни. Выбрать что-то трудно и я купил большой пакет весом в пару килограммов содержавший не менее чем сотню разных штуковин. Гид заверила: поможет от всего и во всем. Залить 20 литрами водки и настаивать пару месяцев. Вскрывая пакет дома я обнаружил живого паука который благополучно жил там и питался купленными мною лекарственными средствами. И его самого, и его экскременты, которым некуда было деться из пакета, я залил водкой вместе с остальным содержимым. На вкус настойка была неприятной, мне хватило ее на пару лет, оздоровила она меня или нет сказать трудно, но, слава Богу, не отравился.
Тибетский буддизм в подаче ученых лам очень глубокое и проработанное философское учение дополненное мистическими практиками не все из которых объяснимы с материалистических позиций. Он авторитетен в буддистском мире своей глубиной и очень популярен у европейских мыслителей. При этом, для рядовых последователей это простая вера в Будду который избавит от страданий. Вера требует выполнения тяжелых ритуалов и обязанностей. Для тибетцев она главный признак идентификации, а символ веры Далай-лама. Он 1936 года рождения, после его смерти наверняка и его последователи в Индии, и китайцы обнаружат каждый свою реинкарнацию бодхисаттвы. Кого признают тибетцы, и какие это будет иметь последствия для тибетской идентичности предвидеть сегодня трудно. Быть может, они окажутся даже фатальными.
2017.